Сайт
учителя физики
Жуковского А.Н.
Понедельник, 29.05.2017, 15:33

Приветствую Вас Гость | RSS

Содержание
Органическая химия [24]
Первоначальные химические понятия [6]
Кислород. Оксиды. Горение [6]
Водород [4]

Меню сайта

Ответьте
Готовы ли Вы к смене Windows на Linux?
Всего ответов: 547

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня сайт посетили:

Баннерообмен
Я буду вам признателен, если вы разместите кнопку этого сайта на своем ресурсе. Если вы хотите видеть свою кнопку на этом сайте, пишите в гостевой книге
или в личке.

Методические разработки для учителя, софт для учителя

Нажмите

Скачать е-книги


География гостей

Главная » Статьи » Занимательные опыты по химии » Кислород. Оксиды. Горение

Невидимый проявитель

   Оборудование: выпрямитель ВС-24М или ВС-12, преобразователь высоко­вольтный типа «Разряд-1», «Разряд-2» или более новой модификации (2), две металлические стойки (3), самодельный озонатор (4), состоящий из стеклянной трубки длиной 60 – 80 мм, диаметром 18 – 20 мм, двух металлических трубок – искроразрядников диа­метром 2 – 3 мм, длиной 40 – 60 мм или двух инъ­екционных игл (5), промывалки – 2 шт. (6, 7), газометр с кис­лородом.

 

   Приготовьте иодокрахмальный раствор. Соберите установку согласно рисунку.


   Металлические стойки (3) целесообразно изготовить из проволоки с изоляцией (И). При отсутствии на ме­талле изоляционного слоя стойку покрывают изоляционной лен­той или вставляют в полихлорвиниловую (резиновую) трубку. При заполнении промывалок иодокрахмальным раствором надо следить за уровнем жидкости, чтобы ее не перелить во избежа­ние попадания раствора в озонатор (капли воды в озонаторе на­рушают образование искры). Демонстрацию опыта начинают с подачи кислорода из газометра через промывалки. Изменений в промывалках нет. После включения одной клавиши (К) прибора появляется прерывистый искровой разряд в озонаторе (4) между концами  искроразрядников (молния в миниатюре).

   Для ускорения демонстрации включают вторую клавишу, чтобы наблюдался непрерывный разряд. Через 40 – 60 с в про­мывалке (7) появится характерная синяя окраска крахмала от действии молекулярного иода. Промывалка (6) служит для доказательства того, что кислород, являясь окислителем, не может окислить иодид-ион, а поскольку в промывалке (7) появляется синее окрашивание, значит, озон – газ (аллотропное видоизмене­ние кислорода), имеет иной состав и обладает специфическими свойствами, является более сильным окислителем, чем кислород.

   Наблюдаемые эффекты надо объяснить, используя уравнения реакций.

 

   В  промывалке (6): O2 + KI ≠ нет реакции;

   В озонаторе (4): 3О2 = 2O3;

                                                   Н2О

   В  промывалке  (7): O3 + 2KI = I2 + 2KOH + O2

 

   При ознакомлении учащихся со свойствами озона можно про­должить опыты, показав обесцвечивание окраски – белящее действие озона. Для этого в промывалку (7) наливают раствор красного индиго. При пропускании через синий раствор индиго происходит обесцвечивание его за счет сильных окислительных свойств озона.

   Окисление серебра можно показать на свежеочищенной се­ребряной пластинке или монете выпуска 1922 – 1924 гг. Для это­го слегка нагретую пластинку поднесите щипцами к газоотвод­ной трубке (5) и направьте на нее ток озона. На поверхности пластинки появится темный  налет оксида серебра:

 

6Ag + O3 = 3Ag2O

 

   Вместо серебряной пластинки можно использовать пробирку, на стенках которой осталось серебро после реакции «серебряно­го зеркала».

   Если пластинку еще раз нагреть, то оксид серебра разложит­ся, а пластинка вновь станет блестящей:

 

2Ag2O = 4Ag + О2

 

   На основании окислительных свойств озона можно провести опыт-загадку «Невидимый проявитель». Для этого приготовьте несколько растворов, например раствор, состоящий из смеси иодида калия с крахмальным раствором, и свежеприготовлен­ный раствор хлорида железа (II) с роданидом аммония (или ка­лия), подкисленные серной кислотой (в кислой среде озон обла­дает еще большими окислительными свойствами). Чтобы рас­твор хлорида железа (II) до смешения с роданидом аммония не окислялся в хлорид железа (III), в склянку с раствором добавьте порошок железа. Железо в данном случае восстанавли­вает образовавшийся хлорид железа (III) до хлорида желе­за (II):

 

2FеС13 + Fe = 3FeCl2

 

   Роданид-ион с хлоридом железа (II) не дает кроваво-красного окрашивания. Но поскольку хлорид железа (II) может окислять­ся до хлорида железа (III), то раствор хлорида железа (II) после смешения с роданидом аммония (калия) иногда слегка изменяет окраску до желто-розового цвета. Появившаяся окраска не по­мешает опыту, так как ее легко замаскировать акварельной краской или использовать для рисунка цветную промокашку.

   Приготовленными растворами с помощью кисточек (плакат­ных перьев) нанесите рисунок или надпись на фильтровальную бумагу и слегка подсушите ее (полного высушивания не допус­кать). Подготовленную фильтровальную бумагу покажите учащимся, а затем поместите ее в большой химический стакан (луч­ше в батарейный). Затем стакан наполните озоном. Через некоторое время на бумаге проявляется разноцветный рисунок или надпись.

   В случае пересушивания бумаги с невидимым рисунком смочите бумагу водой из пульверизатора или методом наложения влажного листа фильтровальной бумаги.

   «Проявление» объясняется тем, что озон окисляет иодид-ион в свободный иод, который с крахмалом дает синее окрашивание:

 

О3 + 2КI + H2SO4 = K2SO4 + O2 ↑ + I2 + Н2O

 

   Хлорид железа (III) с роданидом аммония (калия) вступает в обменную реакцию с образованием соли роданида железа кро­ваво-красного цвета:

 

FeCl3 + 3NH4SCN = Fe(SCN)3 + 3NH4Cl



Источник: http://juk121.ucoz.ru
Категория: Кислород. Оксиды. Горение | Добавил: juk121 (01.10.2009) W
Просмотров: 2534 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет

Гость



Полное имя: Гость

Ты здесь: -й день
Вaш IP : 54.161.96.152
Список пользователей
Изменить сведения
Отправить ЛС
Читать ЛС()
 

 Этот сайт защищен «Site Guard»

Фестиваль

Материалы на сайте
  • Для скачивания: 128
  • Публикации: 66
  • Тесты онлайн: 19
  • Вопрос/ответ: 7
  • Новости: 22
  • Гостевая книга: 74
  • Комментарии: 120
  • Форум: 7/46
  • Фото: 25

Мини чат
200

Праздники
Праздники России

Уникальная поисковая система
Сайт учителя математики Косюги Л.И. "Сайт учителя математики Косюги Л.И. "
Обмен файлами между Учителями! Сайт Материалы к любым урокам!в помощь учителям и ученикам Бумажкам.Нет!
Тестирование ЕГЭ бесплатно онлайн Скачать бесплатно презентацию по физике репетитор по русскому языку Гражданская инициатива за бесплатное образование 3500 разработок для учителя  Репетитор: Химия + Биология. Минск. Скачайте бесплатно литературу и файлы, закажите котрольную, курсовую, дипломную работу или домашнее задание. Запишитесь на занятия к репетитору Презентации, мультимедиа, методические разработки, конкурсы для учеников и учителей, социальные проекты, все для учителя сайт учителя географии anstars.ru - Учительский портал - Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 800 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации.


Клавогонки.Ру

Сайт учителя физики Жуковского А.Н. © 2017 LiveRSS: Каталог русскоязычных RSS-каналов Счётчик тИЦ и PR
Все права защищены. При использовании или копировании материалов сайта активная ссылка на сайт и имя автора обязательны.

Яндекс.Метрика Топ100- Педагогика Счётчик тИЦ PR Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Томск CATALOG.METKA.RU продвижение сайтов Rambler's Top100