Я буду вам признателен, если вы разместите кнопку этого сайта на своем ресурсе. Если вы хотите видеть свою кнопку на этом сайте, пишите в гостевой книге или в личке.
Оборудование: химический стакан или большая пробирка,
белая ткань (марля), хлорид кобальта (II), фильтровальная бумага, держалки, горелки.
Для
проведения опыта в химическом стакане растворите соль, чтобы получить раствор
40-50%-ной концентрации. В растворе пропитайте ткань, после чего выньте ее и просушите
между слоями фильтровальной бумаги, а потом в руках до появления голубой
окраски. Для ускорения процесса можно воспользоваться утюгом, но нельзя
пересушивать ткань. Подготовленную ткань голубого цвета покажите учащимся,
разрезав ее на две части. Затем одну часть поместите в кулак и в течение
некоторого времени сильно продувайте его, следя за цветом ткани. Как только
ткань станет белой, кулак разожмите и покажите учащимся, сравнивая с цветом
ткани, не побывавшей в кулаке. Воспользовавшись утюгом, можно ткани вновь
вернуть голубой цвет.
«Странное»
свойство ткани основано на гидратной изомерии. Хлорид кобальта [Co(H2O)6]Cl2 является аквасолью
розового цвета (смоченная ткань оставалась белой). При подсушивании же ткани
вода из внутренней сферы комплекса перешла во внешнюю сферу – соль [Co(H2O)4Cl2]2H2O приобрела синюю окраску. При
продувании ткань вновь увлажняется.
Опыт со
«странной» жидкостью целесообразно провести в пробирке. Для этого
приготовленный раствор сначала нагрейте в пламени горелки. Цвет раствора
меняется от розового до красного и синего. При погружении пробирки в стакан с
холодной водой цвет вновь становится розовый. Этот опыт основан на изменении
цвета водных растворов, зависящем от температуры. Холодные растворы имеют
розовый цвет, а горячие – пурпурно-красный, фиолетовый и синий. Водный 50%-ный
раствор хлорида кобальта (II)
при 60 0С аметистового цвета, при 80 0С – пурпурного, а
при 100-130 0С – синего.
Водный
раствор хлорида кобальта (II)
используется для приготовления индикаторной бумаги, которая служит для
определения степени атмосферной влажности.
Оба опыта можно
показать учащимся при повторении признаков химических реакций, обратив внимание
на то, что не всякое изменение цвета служит признаком химической реакции. Кроме
того, опыт с тканью закрепляет понятие о кристаллогидратах.